⚠️ Популярные темы⚠️
✅ Лабораторный анализ масла от 2000 руб (повышение стоимости с 01.2023)
🔊 Телеграм-канал
✅ Низкие цены на масла! Что, где, почем ?
✅ Какое масло мне залить ?
✅ Заказать экспертизу масляного фильтра
✅ Раздел по подбору и распилу фильтров
⛔️ Источник дохода сайта - реклама где-то внизу страницы, пожалуйста, отключите блокировщики рекламы

Если в требованиях написано 'Тосол'....

Barmaley
Новичок
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 12:00
Откуда: Орша (Витебская область)
Авто: Москвич
Масло: Cepsa

Если в требованиях написано 'Тосол'....

#1

Сообщение Barmaley »

Восстановление оригинальных требований по охлаждающим жидкостям
к советским и российским автомобилям
на примере 'Москвича' и соответствие им современных антифризов


Тосол у нас 'принято' ассоциировать исключительно со всеми советскими и российскими машинами. Но если в 'Жигулях' уже встречались, например, упоминание с 2000-х годов иностранных антифризов в руководстве по обслуживанию, причём требований к наличию или отсутствию компонентов вроде нитридов-аминов-фосфатов-боратов-силикатов не выдвигалось, то в 'Москвичах' с 80-х годов кроме как 'Тосол' ничего не писали. Но история данного вопроса далеко не прямолинейна и, зачастую, имеет много фактов, которые позволяют как поставить данное утверждение под сомнение, так и определить оптимальные требования, которые бы позволили подобрать адекватные современным требованиям жидкости.
post-8587-0-75799500-1517482709.jpg
post-8587-0-75799500-1517482709.jpg (27.47 КБ) 1774 просмотра
Начнём с того, что незамерзающие жидкости у нас имеют давнюю историю (страна-то холодная), поэтому необходимо начать с послевоенного времени, когда существовал вариант 'Антифриза В-2' (55% этиленгликоля и 45% воды, что давало температуру замерзания -40) или как вариант водно-глицерино-спиртовая смесь (60%+10%+30% соответственно, что давало температуру замерзания -18 градусов). Но этиленгликоль довольно агрессивен к металлам и в итоге на смену таким 'рецептурам' пришёл стандарт ГОСТ 159-52, где уже детально прописывались плотность, вязкость и зольность и даже химический состав, в который входили декстрин, динатрифосфат, молибденовокислый натрий.
post-8587-0-49366500-1517482678.jpg
post-8587-0-49366500-1517482678.jpg (43.33 КБ) 1774 просмотра



В принципе, стандарт 1952 года - 'Open Source' с открытой рецептурой, которую можно воспроизвести при наличии компонентов, что называется 'на столе'. Это, как бы мы выразились сейчас, простой 'фосфатник'. Следует отметить, что в этом мы близки основной массе тех же японских антифризов внутреннего рынка с невысокой ценой, простым составом и сроком службы до 40 000 км. Да, там есть LLC-SLLC OEM продукция, но основная масса продукции - такие антифризы, особенностью которых является отсутствие привязки к требованиям местных автопроизводителей. А если для сравнения посмотреть литературу по обслуживанию 'Москвичей' 1950-х...1960-х годов, то там есть только упоминание использования антифризов по данному ГОСТу в холодное время года, хотя речи о том, что нельзя использовать этот продукт летом нет. А ещё в справочниках тех лет много внимания уделяется фильтрации и умягчению воды. Отдельно продолжают существовать смеси этиленгликоля, воды и спирта, но их применение в тех же 'Москвичах' со 2-й половины 1950-х ЗАПРЕЩЕНО. Тем не менее, следует отметить, что простота изготовления данного типа охлаждающей жидкости приводит в современных условиях к тому, что появляется возможность выброса на рынок большого числа продуктов с разными рецептурами, причём зачастую не совместимыми между собой. Дело в том, что антифриз не просто жидкость для переноса тепла от рубашки охлаждения к радиатору. Современная антикоррозионная защита подразумевает собой электрохимические процессы с 'катодами' и 'анодами' в роли которых выступают внутренняя поверхность системы охлаждения и непосредственно жидкость, причём в разных продуктах используется разный механизм взаимодействия, поэтому и существуют запреты на смешивания разных антифризов. Да и заранее скажу, что единой системы цветовой маркировки этих продуктов в мире нет, а число используемых цветов в антифризах невелико и у каждого производителя свой набор соответствия цвета и 'химии', причём даже при выпуске официального клона расцветка не наследуется. Мало того - в ситуации , когда надо 'долить' по причине выкипания добавлять стоит даже не антифриз, а дистиллированную воду, поскольку именно она и 'уходит'. Ну а в случае 'пролива', вызванного разрывом патрубков или повреждением радиатора стоит уже добавлять антифриз, который используется. Ситуацию с 'доливом' описывают в справочниках начиная с 1950-х годов, когда по-факту кроме антифриза по ГОСТ 159-52 и некоторых суррогатных химсоставов со спиртом (причём с открытой рецептурой) ничего и не могло быть, но почему-то этот вопрос постоянно всплывает на автофорумах. Но вернёмся к основной теме данной статьи.
post-8587-0-98981900-1517482674.jpg
post-8587-0-98981900-1517482674.jpg (133.24 КБ) 1774 просмотра
Ситуация изменяется с начала 1970-х годов, а именно с 'пришествием' ВАЗа. В справочниках начинают публиковаться данные по антифризам нового поколения - Тосолам. Причём они не привязываются непосредственно к той или иной марке машин, а выступают наравне с продукцией по ГОСТу 159-52. В то же время отличаются тем, что в данных о составе, стоят пропуски. Мало того - вводится понятие 'пакет присадок', причём отдельно 'противовспенивающей' и отдельно 'антикоррозионный', чего не было раньше. Но эти странности не ограничиваются. По итогам раскопок в подшивке 'Автомобильной промышленности' данных об испытаниях 'промежуточных вариантов тосолов' нет, но есть, скажем данные по экспериментальным пробегам по Туркмении с использованием антифриза 'М40' (1972, № 12, с.5) и к тому же в справочниках 'антифриз' и 'тосол' существуют параллельно, вплоть до 80-х годов, причём даже в руководствах по эксплуатации 'Москвичей'.
post-8587-0-97568100-1517482706.jpg
post-8587-0-97568100-1517482706.jpg (25.52 КБ) 1774 просмотра
post-8587-0-08903100-1517482686.jpg
post-8587-0-08903100-1517482686.jpg (159.03 КБ) 1774 просмотра

В итоге автору данной статьи удалось, не без некоторой помощи, выкупить исходный текст 'ТУ 6-02-619-70', на который часто ссылались в справочниках по автомобильным материалам. Данное ТУ не публиковали, ограничиваясь только выборочными сведениями в различной литературе. Непосредственно в тексте обращает на себя внимание следующий момент: декларировалось право на дополнительное проведение проверки автозаводом на соответствие 'нормали ВАЗ-ФИАТ 55523/1'. Отдельно отмечу, что в данном случае под 'нормалями' подразумевались иностранные стандарты материалов 'имплантированные' в нашу систему ГОСТов в связи с началом производства автомобиля 'Жигули'. Фактически же, речь может идти о том, что под видом ТУ может выступать OEM антифриз Fiat или пакеты присадок от иностранных производителей (суперконцентраты). Этим можно объяснить все вышесказанные 'странности' с сокрытием данных, причём речь идёт не только об общедоступных справочниках, но и о специализированных монографиях (Бурков В.В. Эксплуатация автомобильных радиаторов, М.'Транспорт', 1975).

В итоге можно говорить о том, что т.н. 'Тосол' не является 'аутентичным' продуктом для советских машин, за исключением ВАЗ и его 'привязка' с 80-х годов и до настоящего времени носит конъюнктурный характер, усугубившийся нежеланием проводить самостоятельные исследования работы охлаждающих жидкостей в своей продукции и выработки как требований, так и системы сертификации соответствия им.

Относительно продукции ВАЗ, отмечу, что по причине отсутствия доступа к тексту вышеописанной 'нормали', сделать формулировку требований не представляется возможным на нынешнем этапе исследований. Возможно, она изменялась, как исходные требования FIAT, возможно осталась неизменной.Это выходит за рамки данного исследования. Но вопрос остаётся открытым. В принципе, можно до окончательной 'отрисовки' требований ВАЗ использовать имеющуюся базу по АЗЛК (ссылка внизу статьи), тем более что в будущем оба массива данных в ней будут взаимно пересекаться и действительно несовместимых с двигателями 'Жигулей' продуктов там НЕТ,

Изображение

Возвращаясь к основной теме, можно говорить о том, что имело место принудительное насаждение 'Тосола', как единственно верной охлаждающей жидскости для автомобилей производства СССР в ущерб отечественным разработкам, которые существовали в то время. Например, в вышеописанной монографии Буркова В.В. приводятся данные по 'Полиэтиленлоксановой жидкости № 1'. Определённую роль сыграло в этом и массовое производство 'Жигулей' и 'Камазов'. Возможно, изначально преследовались благие цели вроде 'подхлёстывания' развития отечественных технологии, тем более что в это время наблюдался в некоторой степени застой. Так, например в 'Москвичах' не было даже расширительных бачков для антифриза, поскольку система была незамкнутой и излишек мог спокойно слиться на дорогу при увеличении давления через клапан крышки радиатора. Причём, судя по статьям в 'Автомобильной промышленности', касающихся экспериментальных разработок радиаторов в 'Москвичи' ('Новые радиаторы для автомобиля Москвич' . Автомобильная промышленность,1967 № 7, с.16 ) направления работы велись только в области дизайна радиатора, но не теплоносителя. Подобному анализу такого рода подвергались также и иностранные модели автомобилей, в частности 'Форд Таунус 12М' ('Исследование радиаторов для легковых автомобилей', 'Автомобильная промышленность' 1967 г. № 5, с. 20).

Изображение

В дальнейшем ситуацию усугубил и ГОСТ 28084-89, по факту калька с ASTM D 3306 и BS 6580, который привёл к тому, что рынок оказался завален откровенно опасными для систем охлаждения продуктами. Здесь следует указать, что на Западе и у нас несколько разное понимание того, что принято называть 'стандартом'. Если там описан антифриз 'в общем и целом', а автопроизводитель из этого выбирает безопасный для своей продукции диапазон значений параметров и набор компонентов, то у нас, если возвращаться к ГОСТу 1952 года, требования автопроизводителей и есть ГОСТ. В итоге имеет смысл вернуться к изначально сформулированным требованиям к антифризам советских автомобилей, тем более что в том же АЗЛК набор сплавов деталей системы охлаждения не изменялся с 1950-х годов. Это - АЛ7, АЛ9, СЧ 24-44.

Финальная формулировка звучит одинаково, что для АЗЛК, что для ЗИЛ, что для МАЗ : 'Низкощелочная жидкость с Ph 7,5-8,5 [содержащая фосфаты]'. По поводу [содержащая фосфаты] отдельно отмечу, что это требование факультативно, поскольку даже близкие по схеме использования японские антифризы имеют силикатно-фосфатные позиции (Nutec).

Изображение

Другое дело, что сейчас существует понятие, как 'конвейерная' заливка на весь срок гарантии, которая может составлять до 250 000 км. пробега и там может использоваться антифриз с большим сроком службы, а дальше производитель ответственности не несёт, вплоть до того, что надо специальные 'заглушки' извлекать из стенки блока цилиндров двигателя, иначе сливается только небольшой процент. Ну и есть 'aftermarket' из жидкостей попроще с меньшим сроком использования. Но здесь всё зависит от конкретного производителя или модели. В чугунных блоках 'Москвичей' , например, 425-й серии (402-407-403) 'заглушки' в блоке тоже есть, но они служат для предотвращения разрыва при замерзании воды, а краники для слива находятся и внизу рубашки охлаждения и внизу радиатора. И относительно срока действия антифриза, поскольку официально такую информацию предоставляет автопроизводитель, совместно с рекомендациями, а в даннном случае о этим не занимался, необходимо обращаться непосредственно к описанию продукта на упаковке или на сайте производителя.
А если задаться вопросом о том, какие компоненты в антифризе приемлемы для использования в продукции МЗМА-АЗЛК, то исходя из современной ситуации допустимо и даже желательно использование как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) - гибридной смеси неорганики и органики, так и 'чистой' органики (OAT), органики с фосфатами (P-OAT) или с силикатами (S-OAT). Речь идёт о вариантах нормы, поскольку развитие технологий продолжается и новые технологии способны выполнять необходимые задачи по теплоотводу и защите от коррозии и дольше по времени и эффективнее. Мало того, ни 'европейская' схема с антифризами долговременного использования, ни рассматриваемая в данной статье ранее 'азиатская' с продуктами, которые имеют период использования до 40 000 км. пробега (Esper, TCL) не являются монолитными. Так, есть целый набор европейских антифризов (Paraflu, Prisma), на небольшие пробеги и в тоже время есть азиатские вроде 'TCL LLC', 'Mitasu', которые расчитаны на 3-5 лет. Совместимы с требованиями на советские автомобили и OEM-продукты вроде Honda Type-2, Toyota (LLC и SLLC), Subaru, а также поставляемые на конвейеры 'CoolStream A-110' и 'CoolStream NRC'. Полная версия базы доступна по ссылке viewtopic.php?f=29&t=5253&p=64930#p64930. Тем не менее, по причине длительного использования воды и некачественных антифризов в системе охлаждения, особенно на дне 'рубашки' вокруг цилиндров может скопиться большое число накипи, а стенки могут быть покрыты ржавчиной. В итоге перед использованием качественного антифриза в автомобиле необходимо проводить серьёзную промывку и удаление окислов и прочих отложений. Также имеет смысл добавить и расширительный бачок , если он не предусмотрен конструкцией.

Ну и в качестве заключения хочу отметить, что технология применяемого антифриза не зависит от возраста машины и ограничена только конструктивными требованиями автопроизводителя, и пожелать читателям думать головой и читать документацию, а не довольствоваться пересказами чьих-то домыслов и фантазий.

Отправлено спустя 26 минут 57 секунд:
UPDATE

Итак, раскопки по требованиям на 'классический' ВАЗ хотел оставить на потом, тем более, что вопросы, касающиеся антифризов в мою машину, в принципе, были решены не только в качестве нахождения 'чего-то приличного' для своей машины, но и восстановления изначальных требований автопроизводителей. Конечно, оставался нерешённым вопрос с допуском 'ВАЗ-ФИАТ 55523/1', но, тем не менее, основная тема по антифризу в продукцию советского 'классического' автопрома была закрыта. Имея на руках официальный ответ из РГАНТД, можно было бы или успокоиться, или отложить дело в долгий ящик.

Изображение

В принципе, были мысли 'просчитать' данный допуск, сравнив те антифризы, где он заявлен. Речь, конечно, шла не о продукции из РФ, где что угодно напишут где угодно, только бы продать, а у тех иностранных охлаждающих жидкостей, разработчики которых имеют хотя бы на некоторые позиции своих 'линеек' реальные соответствия требованиям автопроизводителей, подтверждённые последними. В итоге, о 'выполнении спецификаций Fiat Iveco 55523/1' заявили, например, производители 6 продуктов, о химическом составе которых можно было узнать:

1) ADDINOL Antifreeze Super
2) Liqui Moly Coolant KFS 11
3) MOTUL INUGEL EXPERT ULTRA
4) Shell GLYCOSHELL (не современный Longlife, а продукт 1998 года)
5) Total COOLELF PLUS –37°C
6) Wolf-oil RADIATOR COOLANT STANDARD -36°C

Таким образом, оказалось, что общее у них - требование по отсутствию в составе нитритов, аминов и фосфатов, но при этом присутствуют силикаты (это подтвержено ,например, тестом ADDINOL Antifreeze Super, присланным автору данной статьи техподдержкой) и, в случае, например, MOTUL INUGEL EXPERT ULTRA - органика. Само собой - продукты низкощелочные (PH 7.5-8.5). Иными словами - типичный набор для европейских антифризов. Мало того - продукты Addinol, Motul, Liqui Moly и Total декларировали соответствие требованиям TTM ВАЗ 1.97.717-97. Запрос по последнему в РГАНТД пока 'в процессе'... В дальнейшем, это требование ВАЗ было найдено в описании SWD Rheinol GW-11 (-40), который тоже не содержит нитритов, аминов и фосфатов. Таким образом, можно говорить, что ВАЗ-ФИАТ 55523/1 может соответствовать TTM ВАЗ 1.97.717-97. Слово 'может' я употребляю, поскольку уже существуют не первая редакция допуска FIAT. Конечно, можно было бы на этом остановиться, тем более, что для подбора адекватного требованиям современного антифриза этого вполне хватит, но одним из участником форума [слово запрещено].ru (falken) был сообщен мне в личном разговоре следующий факт, обнаруженный им в журнале 'За рулём' № 11 от 1972 год: Там не просто говорится про то, что в 'Жигули' льётся антифриз нового поколения под названием 'Тосол' и т.д., но открытым текстом заявляется, что это продукт , идентичный выпускаемого до сегодняшнего дня Paraflu 11

Вот первое упоминание.
https://www.zr.ru/archive/zr/1972/11/kl ... dcfcf8::17


Изображение
Изображение

Отвечает на вопросы читателей автор книги 'Автомобиль 'Жигули'' инженер Л.П. Шувалов. У меня есть эта книга. Про 'Парафлу' там нет НИЧЕГО.
Не верите - смотрите:

Изображение
Изображение
Изображение



Вопрос следующий: почему в Журнале данный факт упомянут, а книге того же автора - НЕТ?

А вот - второе упоминание.
https://www.zr.ru/archive/zr/1972/08/sp ... 35a2::2#38
ИзображениеИзображение



Таким образом, подтверждается моя гипотеза о том, что т.н. 'Тосол' является иностранной ЗАКРЫТОЙ разработкой, принудительно навязанной нашей промышленности, по факту покупки ВАЗа. В пользу этого свидетельствует, например, то, что упоминание о 'Парафлу' больше нигде в том же 'За рулём' не встречается (если верить поиску), а 'нормаль ВАЗ-ФИАТ' носит ЗАКРЫТЫЙ характер ('нормали' по болтам и гайкам можно приобрести в Internet на специализированных сайтах). Также термин 'пакет присадок' говорит о том, что данный иностранный продукт ввозили, судя по всему, не целиком, а отдельными компонентами, используя местный этиленгликоль и воду, что намного удешевляло производство. Сама такая 'схема' не нова и используется в частности BASF'ом, который выпускает продукт под названием 'суперконцентрат' для производства своих антифризов 'на местах.

Изображение

В итоге можно говорить, что подобное 'теневое' соглашательство между FIAT, теми кто принимал решение о его 'имплантации' сюда и, собственно, владельцами прав на Paraflu 11 привело к серьёзной деградации отечественных разработок антифризов для массового потребления как автолюбителями, так и промышленностью, вытеснив их в сугубо экспериментально-теоретическую область, что в иноге привело как к колоссальному отставанию в сфере научных исследований, так и к зависимости своего автопрома от иностранных химических компонентов. Можно сколько угодно говорить, что якобы т.н. 'Тосол' это якобы 'отечественная разработка', но приведённые материалы говорят об обратном. А фактическая ЦЕНЗУРА на проведение исследований с публикацией их в общедоступных научных журналах только это подтверждает.


Но вернёмся к требованиям 'классических' 'Жигулей' по антифризам. Если рассматривать техническую документацию по Parаflu 11, то можно видеть следующее:

Изображение

Напоминает OEM продукцию, не правда ли? Никаких сведений по PH, силикатам-фосфатам-аминам-нитритам-боратам-молибдатам НЕТ. На запросы не отвечают, кстати. Последнее было проверено во время составления базы низкощелочных антифризов, совместимых с требованиями АЗЛК. Таким образом, имеет смысл приступить к некоторой 'деконструкции'. И поскольку своей лаборатории нет, да и с деньгами сложно, вдобавок в Белоруссии, например, методики ASTM не верифицированы, то придётся ограничиться анализом документации из открытых источников. Для начала можно рассмотреть параметры, которые пишут в 'Паспорте безопасности', а попросту говоря - MSDS готовой продукции.


Изображение
Изображение

Итак, как и в случаях описанных выше, мы видим фактический запрет нитритов (по msds их допустимое содержание в продукте 0,2%) а также щелочь на уровне 7,7, как, например, у вышеописанного продукта от Addinol. Таким образом, фактически, подтверждается высказанное ранее утверждение что требования 'ВАЗ-ФИАТ' - это 'низкощелочной продукт с запретом аминов-нитритов-фосфатов'. Остаётся только вопрос с силикатами, но здесь положительную роль сыграло то, что в данный момент Paraflu 11 находится в собственности малазийской Petronas, который продвигает данный продукт в том числе в Азии. В итоге он стал предметом исследований учёных-химиков. Фрагменты из одной такой работы как раз стоит рассмотреть в данном исследовании:


Изображение
Изображение


Таким образом, подтверждается наличие в составе Paraflu 11 силикатов. Иными словами - это типичный продукт с 'европейскими' корнями, т.к. силикаты рассчитаны на более жёсткую воду, характерную как раз для Европы. В итоге требования для 'классических' и 'постклассических' 'Жигулей' (не имеется в виду продукция Рено-Ниссан) должны звучать так 'Охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля с силикатами. Нитриты, амины, фосфаты запрещены'. В имеющейся базе низкощелочных антифризов для МЗМА-АЗЛК и 'Лада-Классики' соответствующие требованиям жидкости помечены синим цветом. Следует отметить, что не все производители отвечают на запросы о компонентах и поэтому зачастую приходится ориентироваться на запрет 'аминов-нитритов-фосфатов'. В принципе, заменой Paraflu могут быть продукты от SWD Rheinol, Wolf-oil и Champion, Cepsa и Castrol. Полный список непосредственно по ссылке.


Напоследок следует отметить, что существующая схема, когда 'не OEM' продукты (Paraflu) выступают как OEM для того же Fiat, Iveco, Lancia, Maseratti и т.д. характерна как раз для Италии. В остальных странах есть как бы чёткое деление между 'OEM' с закрытыми спецификациями и 'не-ОЕМ', где сведения более или менее открыты, причём 'не OEM' может в случае европейских или американских производителей получить после системы тестов 'допуск' и стать 'почти OEM'. Азиатские автопроизводители либо допусков не дают (Toyota) либо используют адекватные местные аналоги (Suzuki). Здесь мы видим ситуацию, когда закрытое 'не-OEM' по-факту принудительно для потребителей назначено 'OEM' вместо форсирования разработки своих продуктов в имеющейся на тот момент концепции 'Open Source', по причине желания получить 'быстрое' решение проблемы, не взирая на дальнейшие весьма негативные последствия таких решений. Таким образом, в очередной раз убедительно доказывается преимущество открытых спецификаций и гласного обсуждения накопившихся проблем в различных сферах деятельности.

Barmaley
Последний раз редактировалось Barmaley 09 апр 2018, 17:05, всего редактировалось 1 раз.
sergey-bartex
Завсегдатай
Сообщения: 1970
Зарегистрирован: 25 май 2017, 19:27

Если в требованиях написано 'Тосол'....

#2

Сообщение sergey-bartex »

Все хорошо, но есть предложение - разбивать такие большие статьи на отдельные посты
Ответить

Вернуться в «Охлаждающие жидкости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя